квиддич (англ. quidditch) — вымышленная спортивная игра, в которую играют персонажи романов джоан к. роулинг о гарри поттере. в квиддич играют, летая на мётлах. игра получила название в честь болота квирдитч, где и была придумана.
правила игры:
игровое поле
на поле сражаются две команды, по 7 человек в каждой. запасные игроки не предусмотрены. команды летают на мётлах над овальным игровым полем, в концах которого противоположно друг другу стоят ворота в виде трёх круглых колец. каждый гол, забитый в одно из колец команды-соперницы приносит 10 очков. цель игры — набрать как можно больше очков до окончания игры. игра заканчивается с поимкой ловцом одной из команд снитча, поэтому может длиться неограниченное время. поимка снитча к тому же приносит команде ещё 150 очков.
правилами квиддича предусмотрены штрафные удары, но не удаления нарушивших правила игроков.
мячи для игры
в квиддич играют четырьмя мячами: 1 квоффл, 2 бладжера, 1 снитч.
квоффл (англ. quaffle) — самый крупный мяч, тёмно-красного цвета, на нём имеются несколько выемок. 2 заклинания, наложенных на квоффл — заклинание замедленного падения и заклинание захвата. охотники должны отобрать квоффл у противника и забросить в одно из трёх колец, которые защищает вратарь соперников. вратарь же не должен позволить квоффлу пролететь сквозь свои кольца, он должен поймать мяч и отпасовать его охотникам. охотники имеют право перепасовывать квоффл друг другу. в случае нарушения правил, зафиксированного арбитром, один из охотников пострадавшей команды имеет право на штрафной бросок квоффла в кольцо противника.
бладжер (англ.bludger). бладжеры (на поле во время игры их находится 2 штуки) — твёрдые, быстро летающие мячи, хаотично перемещающиеся по стадиону и служащие для усложнения игры охотникам и ловцу. попадание бладжера в игрока, летящего на метле на большой скорости, зачастую оканчивалось для того тяжёлыми травмами и увечьями. в каждой команде есть два игрока, называемых «загонщиками» — они вооружены битами, которыми отбивают бладжеры, летящие в их товарищей по команде, а иногда и направляют их в игроков соперника.
снитч (англ. golden snitch), так же называемый золотой снитч — в современном квиддиче маленький золотистый шарик с серебристыми крылышками, летающий самостоятельно и произвольно над полем. ловец, поймавший его первым, приносит своей команде 150 очков и останавливает игру. счёт, набранный командами к этому моменту, и является окончательным. снитч владеет должной системой распознавания «хозяина» если возникает спорное решение, поэтому даже мастер-изготовитель снитча проводит всю работу в перчатках.
в книге «квиддич сквозь века» рассказывается об истории квиддича вообще и о появлении в игре снитча в частности. В 1269 году квиддичный матч посетил глава совета колдунов (совет колдунов предшествовал министерству магии) барбарис боллтаун. боллтаун купил в клетке крохотную и проворную птичку, золотого сниджета, и сообщил собравшимся, что игроку, поймавшему птицу в ходе матча, учреждена награда — сто пятьдесят галеонов (огромные по тем временам деньги). естественно, команды бросили игру и бросились ловить сниджета. тогда возмущённая этим некая госпожа модеста кролли спасла бедную птичку, используя призывающее заклятие, но идея барбариса болттауна изменила квиддич навсегда. вскоре, золотых сниджетов стали выпускать на всех играх (предварительно накладывая такие чары, которые не позволяли им покидать пределов поля), а в командах появился ещё один игрок — ловец, задачей которого было поймать и убить птицу. с поимкой сниджета игра прекращалась, а команде ловца присуждались ещё 150 очков (в память о тех 150 галлеонах). однако, в середине следующего века численность популяции золотых сниджетов настолько снизилась, что птиц признали охраняемым видом. начались интенсивные поиски замены, которая позволила бы продолжать игры.
впоследствии волшебники научились делать металлические снитчи, которые удовлетворяли всем необходимым требованиям. маг и кузнец боумен райт, живший тогда в годриковой впадине выковал первый золотой снитч. ныне производство снитчей ещё более усовершенствовалось. так, при их изготовлении маги работают в специальных перчатках, исключающих контакт новенького снитча с кожей, потому что мячик обладает телесной памятью: он помнит первого, кто прикоснётся к нему голыми руками. это сделано на случай, если возникнут какие-либо споры о том, кто его поймал.
состав команд
игра ведётся между 2 командами по 7 игроков в каждой: 3 охотника, 2 загонщика, ловец и вратарь.
охотники — это три игрока команды, которые ведут основную борьбу за квоффл. они пасуют этот мяч друг другу и пытаются забить его в ворота команды-противницы. воротами считается любое из шести колец, поднятых в противоположных концах поля на высоких шестах. три кольца в одном конце поля принадлежат одной команде, три кольца в противоположном — другой.
обычно к охотникам предъявляются следующие требования:
умение быстро летать на метле, легко выполняя при этом фигуры высшего пилотажа;
виртуозно уходить от противника и уклоняться от бладжера;
точно пасовать мяч;
уметь подать «хитрый» бросок вратарю соперников.
загонщики — защищают свою команду от бладжеров, отбивая их битой, предпочтительно в направлении игроков противника (это разрешено правилами).
вратарь — (в некоторых переводах — хранитель) защищает кольца своей команды от квоффла.
ловец — в его обязанности входит заметить и поймать снитч раньше, чем это сделает ловец противников. пойманный снитч приносит команде 150 очков и останавливает игру. пока ловец высматривает «свой» мячик, остальные игроки заняты бладжерами и квоффлом. но если ловец команды-противницы начинает проявлять какую-нибудь активность, помешать ему считает своим долгом любой игрок, но никто, кроме ловцов, касаться снитча не имеет права.